"Ковровские вести" о дорогах в городе.
Профессионалам виднее
Состояние городских дорог уже никого не оставляет равнодушным. И возмущение горожан-налогоплательщиков вполне объяснимо. Люди не могут понять, почему дорожные катаклизмы накрывают город ежегодно при том, что каждый год в их ремонт вкладываются десятки миллионов. Бездарность этих вложений привела в редакцию Татьяну Николаевну Морозову – в прошлом дорожного мастера с большим стажем и опытом работы. Она решила поделиться своим видением проблемы.
«Я хочу сказать о дорогах, которые существуют в Коврове, особенно о тех, по которым ходят троллейбусы. Я работала на реконструкции дороги «Волга-1» между Гороховцом и Вязниками, моя бригада (районное ДРСУ) укладывала асфальт под «трубочкой» на ул. Свердлова в 2003 году, в районе ул. Строителей (участок от ул. Комсомольской до магазина «Магнит») в 2004 году, на ул. Транспортной к магазину «Гранд». Покрытие стоит в этих местах до сих пор.
Сейчас проехала по пр. Ленина – от площади 200-летия до перекрестка с ул. Шмидта. На проезжей части несколько колодцев. На их границах сцепления асфальта практически нет, и здесь в первую очередь начинается разрушение. Такого вы не увидите на Западе. Сейчас администрация планирует реконструкцию проспекта, выделяют деньги. Мои пожелания – эти колодцы коммуникационные убрать. Потому что деньги будут потрачены большие, а стоять дорога не будет. Желательно заказать реконструкцию этой части с выносом колодцев за пределы дороги. Когда мы строили дорогу на ул. Транспортная, на перекрестке с ул. Летней стояли два колодца. По нашей рекомендации заказчики – руководители «Гранда» – убрали их с проезжей части, перенесли коммуникации, и дорога стоит уже 7 лет без ремонта. Вложения оправдали себя.
Теперь про асфальт. Там, где проходят тяжелые троллейбусы, желательна марка А с гранитной крошкой. И укладывать его нужно тяжелыми укладчиками и обязательно с вибрацией. Именно отсутствие вибрации не позволило достичь требуемой плотности при ремонте участка на пр. Ленина (вверх от моста). Потому и там уже начинаются разрушения.
Когда городские власти говорят о плохом состоянии дорог, ссылаются обычно на отсутствие ливневки. Но главная причина в отсутствии уклонов на дорогах. Уклоны должны быть от середины дороги не меньше 20 промилей. Это 2 сантиметра на один метр. Учитывая, что на проезжей части стоят лужи, уклонов нет. По всем СНиПам асфальт считается правильно, качественно уложенным, если через 30 минут после дождя он сухой. Но из года в год применяется практика, когда участки дороги делаются сплошняком по существующему слою. Практически везде городские дороги идут в нулевых отметках. А нужно сделать выравнивающий слой и только по нему класть хороший асфальт. Надо грамотно строить дороги. Необходим мониторинг хотя бы основных трасс, тогда будет понятно, какие дороги надо ремонтировать в первую очередь. Или в управлении городского хозяйства нет грамотных специалистов?
Из года в год большие деньги тратятся на ямочный ремонт. Но заплаты не держатся. Я наблюдала, как работает «Дорожный доктор». Во-первых, важно, чтобы при заделывании ям применялась та же марка асфальта, что и на основном полотне. Иначе не получается сцепления. И укатывать надо катком. Применяемая «Дорожным доктором» технология не дает необходимой плотности трамбовки. Это практически бессмысленно. Такая технология хороша при использовании качественного нефтебитума, а он в России не выпускается. Закупая дешевый битум вместо качественного, можно хорошо сэкономить. Его составляющая – самая большая в стоимости работ. И щебень ковровский не выдерживает никакой критики. Кроме того, требуется соответствующая обработка ям. Если внизу грязь, сцепления не будет. И температура асфальта должна быть определенной. Но главное – технология. Без ее соблюдения заплатка не простоит.
Власти все время ссылаются на несовершенство 94-ФЗ, по которому формируется муниципальный заказ. Не скажу, что знакома с этим законом, но уверена, что сформировать заказ правильно он позволяет. Можно же, прежде, чем выставить заказ на конкурс, пройти с нивелиром, определить объем работ для контракта, прописать все требования по технологии. Тогда контроль имеет смысл – будет понятно, что контролировать. Я ни разу при строительстве дорог не видела контролирующих специалистов, чтобы кто-то пусть не нивелиром, а хотя бы с помощью уклономера проверил уклон. Я видела, как при приеме дорог просто считают метраж. А специалист со стажем уже по виду асфальта может определить, какого он качества и как он будет лежать. Главная беда дорог в городе – они спонтанно построены и бездумно ремонтируются. Почему я и говорю о необходимости реконструкции, которая позволяет добиться выравнивания и организовать водосток вне зависимости от ливневок».
К. Вести 3 апреля 2012 года источник