Верховный суд разъяснил, как оспорить видеофиксацию
Вердикт дорожной видеокамеры не догма - его можно оспорить.
Проект постановления пленума Верховного суда России подробно объясняет, как может оправдаться хозяин зафиксированной машины.
Первое и главное: человек должен доказать, что его не было в машине. Разве не бывает так, что автомобиль ездит без хозяина? Да - сплошь и рядом.
Как поясняет пленум, владелец может представить доверенность, вверяющее авто другому человеку. Или - полис ОСАГО, где черным по белому вписана целая компания допущенных к рулю. Еще можно привести с собой свидетеля, и тот расскажет, что играл с хозяином машины в шахматы, пока его машина развлекалась с кем-то на дороге.
Суд обязан это выслушать и принять к сведению. Правда, верить не обязан. "Указанные, а также иные доказательства, не имеют заранее установленной силы и при осуществлении производства по делу должны быть исследованы и оценены... в совокупности", говорится в разъяснениях.
Это значит, что ни доверенность, ни полис не будут автоматически освобождать владельца машины от штрафа. Однако они заставят судью внимательно присмотреться к данному случаю. Быть может, будет решено, что хозяин авто действительно ни при чем.Также владелец машины-нарушительницы может заявить, что ее угнали. Мол, перед камерой пролетел угонщик. Но голословное заявление будет ложным доносом - и штраф заставят заплатить, и серьезные обвинения могут предъявить. Так что лучше так не шутить, выведут на чистую воду.
Если же человек еще до штрафного письма обратился в полицию, горевал по машине, места себе не находил, суд, конечно, ему поверит. Машину, будем верить, тоже найдут.
Как сообщила не так давно пресс-служба ГИБДД Главного управления МВД России по Москве, за два месяца Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений ГИБДД вынес около 100 тысяч постановлений по делам об административных правонарушениях, выявленных с помощью камер. Общая сумма штрафов составила более 34 миллионов рублей.
Причем, бездушная техника выписывала штрафы и самим полицейским, и водителям ВИПовозов, и просто очень непростым людям. Обычные инспектора (что греха таить) могут и не обратить внимания на выкрутасы автомобиля с номерами высокопоставленной серии.
Видеокамере же все равно, кого снимать. Попался в кадр с нарушением, отвечай. Поэтому эксперты надеются, что высокие технологии рано или поздно приучат высоких персон соблюдать правила и уважать других на дороге.
Документ поясняет, что в случае фиксации нарушения камерой, работающей в автоматическом режиме, отвечает за грех владелец машины. Если авто принадлежит какой-то организации, ответственность несет она, как юридическое лицо.
Служебные машины ВИП-персон, к слову, тоже числятся за каким-то ведомством. Теоретически, служба может покрывать и вечно спешащего начальника, и его водителя, презирающего правила. Для этого надо будет всего лишь относить расходы на казенный счет, платить штрафы из кассы. Но хотелось бы посмотреть на то ведомство, которое будет охотно раскошеливаться за регулярные промахи сотрудников. Может, еще и соответствующую статью расходов предусмотреть: езда на красный свет машины начальника?
А если деньги будут взыскивать непосредственно с водителя, вряд ли он будет и дальше покорен боссу, требующему лететь быстрей. Правила дорожного движения, конечно, не Уголовный кодекс, но их надо чтить с не меньшим рвением.
Когда же под видеоштраф попадают машины "скорой помощи" или пожарной охраны, спешащие по делу, должно проводить разбирательство. Если авто специальных служб выполняли свой долг, штрафы аннулируют.
Документ помимо прочего напоминает, что когда нарушения зафиксированы камерами, работающими в автоматическом режиме, предусмотрен особый порядок привлечения к административной ответственности. Тогда протокол не составляется, постановление выносится без участия собственника транспортного средства. Если человек будет не согласен с решением, может его обжаловать.
В настоящее время обрабатывается информация с 96 камер. До конца года в Москве заработают в полном объеме 150 комплексов фиксации нарушений Правил дорожного движения. Помимо стационарных комплексов введены в эксплуатацию 10 автомобилей, оборудованных средствами фотофиксации нарушений правил стоянки и остановки транспортных средств ("Паркон") и один автомобиль с передвижным прибором фотовидеофиксации нарушений ПДД "Стрелка", которые в настоящее время работают в тестовом режиме.
Интересно, что больше всего нарушений, почти 90 тысяч, были связаны с превышением скорости на 20-40 километров в час. Еще более 5800 владельцев получили квитанции за то, что их машины превысили лимиты скорости на 40-60 км/ч. Еще 319 автомобилей разогнались сверх нормы более, чем на 60 км/ч.
Также автоматика фиксировала и другие виды нарушений. Например, было выявлено 4494 случая, связанных с нарушением требований дорожных знаков.
Теги: видеорегистрация, нарушения ПДД, ГИБДД, суд