ГАЗУ – 80!
В январе 2012 года исполняется 80 лет со дня основания Горьковского автозавода – крупнейшего предприятия российского автомобилестроения, ныне занимающегося сборкой легких коммерческих автомобилей и среднетоннажных грузовиков.
1 января 1932 года прозвучал заводской гудок, возвещая о рождении первого в СССР автомобильного завода. Судьба предприятия стала историей нашего Отечества: завод дал стране миллионы доступных автомобилей, оснастил сельское хозяйство мощными грузовиками, обеспечил армию специальной техникой, танками и бронетранспортерами. В октябре 2011 года с конвейера ГАЗа сошел 18-миллионный автомобиль, а всего с момента основания предприятие выпустило более 150 моделей и модификаций грузовиков и легковушек.
По горьковским автомобилям можно проследить историю становления и развития нашего автопрома. Многие из них олицетворяют целые эпохи в жизни государства. Среди наиболее известных моделей ГАЗа – легендарные «эмка» и «полуторка» ГАЗ-АА, знаменитые ГАЗ-66, ГАЗ-52 и ГАЗ-53, легковые «Победа», «Волга» и «Чайка». Символом демократических перемен 1960-х стала «Волга» ГАЗ-21. В 1990-е годы полуторка «ГАЗель» сыграла огромную роль в становлении рыночной экономики, спасла страну от транспортных перегрузок, а малому и среднему бизнесу помогла выжить и дала импульс развитию предпринимательства.
Трудно переоценить роль Горьковского автозавода в развитии других предприятий отрасли. Накопленный опыт специалисты предприятия передавали своим коллегам с УАЗа, ВАЗа, Камского комплекса заводов по производству грузовых автомобилей и др. ГАЗ являлся учебной базой для инженеров и рабочих машиностроительных предприятий СССР. Завод по праву носит звание золотой кузницы кадров для промышленности страны. Именно на Горьковском автозаводе сформировалась советская конструкторская автомобилестроительная школа: ГАЗ в короткий срок освоил полный технологический цикл создания автомобилей и сформировал базу подготовка высококвалифицированных кадров.
В годы Великой Отечественной войны автогигант сыграл важную роль в достижении Победы. В короткий срок предприятие перешло на массовый выпуск танков, бронеавтомобилей, самоходных артиллерийских установок, боеприпасов. Автозаводские Т-60, принимавшие участие в знаменитом параде 7 ноября 1941 года на Красной площади, являются одним из символов Победы под Москвой. Многие рабочие и инженеры завода, сражавшиеся на фронте, отдали свои жизни, защищая Родину. Коллектив предприятия за самоотверженный труд в годы войны отмечен 3 орденами – Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени. Тысячи автозаводцев были награждены орденами и медалями, заводу 33 раза присуждалось переходящее знамя Государственного комитета обороны.
В послевоенный период завод стал выпускать новые модели грузовиков и легковых машин, разработка которых не прекращалась и в военные годы. Эта техника участвовала в восстановлении разрушенных во время войны предприятий, поднятии целины, в строительстве Байконура и БАМа. Едва ли найдутся советские автомобили, которые могли бы соперничать по популярности в народе с «Победами» и «Волгами». Продукция ГАЗа экспортировалась в десятки стран, автомобили можно было встретить в любых уголках света. Одновременно автозавод оставался крупным центром по производству военной продукции: боевая техника предприятия позволяла достойно отстаивать государственные интересы страны в разных частях земного шара.
В 1994 году завод приступил к выпуску легких грузовых «ГАЗелей», позволивших в сложных условиях переходного периода не только сохранить коллектив и производственный потенциал самого завода, но и дать новый импульс развитию всей экономике страны. С 2003 года завод первым в стране начал внедрять систему «бережливого производства», которая позволила повысить производительность труда на предприятии в 4 раза.
В 2005 году на базе ГАЗ была сформирована «Группа ГАЗ» – крупнейший автомобилестроительный холдинг, объединяющий 18 предприятий в 10 регионах России. Сегодня «Группа ГАЗ» является лидером на рынке коммерческого транспорта в России, занимая около 50% в сегменте легких коммерческих автомобилей, 45% в сегменте полноприводных тяжелых грузовиков, 70% в сегменте автобусов и являясь лидером отечественного рынка автокомпонентов.
В последние 2 года ГАЗ сделал качественный рывок в обновлении модельного ряда. Предприятие реализует инвестиционные проекты по контрактной сборке автомобилей в сотрудничестве с международными партнерами: Volkswagen, General Motors и Daimler.
В 2009-2010 гг. предприятие разработало и выпустило «ГАЗель-БИЗНЕС», автомобиль, получивший более 120 конструкторских изменений и завоевавший популярность у российских потребителей. Число потребителей компонентной продукции ГАЗа выросло до 200 с лишним компаний из различных отраслей экономики, включая авиапром и ж/д строительство.
В наступившем году на рынок выйдет новое поколение легких коммерческих «ГАЗель-Next», разработанных с использованием технологий прототипирования, аналогов которым нет в отечественном автопроме. Опытная партия машин будет выпущена для тестовой эксплуатации у потребителей.
Теги: Россия, ГАЗ,конкурс, автодизайн